Способы изготовления витража

Это очень сложный процесс изготовления витражных картин. Здесь используются различные техники, что вызывает определенные сложности. Ведь каждая технология отличается этапами, свойствами материала и условиями работы. Однако результат такого сочетания поистине уникальный. Такие витражи очень выразительны.

Технологии изготовления витражей 557 слов читать ~4 мин.

Художественный витраж это элемент дизайна, в большинстве случаев – наборная картина ручной работы, изготовленная из кусочков стекла по заранее размеченному на сектора изначальному изображению. Под понятием «художественный витраж» принято выделять именно стеклянный, собранный и спаянный на профилях из различного металла. Иногда витражом называют и простое панорамное остекление помещений. Технология изготовления очень трудоёмкая, материалы дорогостоящие, как следствие – высокая цена этого элемента декора. Современные витражи, как более экономные варианты, изготавливаются путём оклеивания обычного стекла плёнкой, с нанесённым рисунком, либо сборкой частей композиции из плексигласа. В качестве профилей, для обрамления стекла, используют профиля из свинца, алюминия или медную фольгу.

Витражные картины поражают своим великолепием и игрой света, проходящего через них. Особенно монументальны готические витражи религиозной или дворцовой тематики. Поражают размахом в парадных залах венецианского Палаццо Дожей люстры из венецианского стекла в сочетании с не менее великолепными мозаиками и витражами, выполненные венецианскими и флорентийскими мастерами. В России одна из технологий изготовления витражей – мозаичная, была возрождена М. Ломоносовым и применена в наборных картинах Исаакиевского собора.

История возникновения данной технологии относится к тринадцатому веку, тогда она уже полностью сформировалась в Европе и, практически без изменений, дошла до наших дней. По классической технологии стёкла для композиции вырезались по рисунку, изготовленному в натуральную величину, затем каждое стекло обрамлялось проволокой из свинца, детали спаивались на стыках между собой в окончательный вариант картины и обрамлялись для установки.

Не забываем о возможности онлайн-покупки за границей редких для нашей страны материалов и инструментов. Существует доступ к каталогам крупных зарубежных магазинов, например амазон, на русском языке.

Из технологий изготовления витражей можно выделить четыре классических и две современных:

1. Технология классического художественного витража, которая дошла до наших дней из прошлого не претерпев, практически, никаких изменений. Эскиз картины выполняется на плотной бумаге или картоне в натуральную величину. Затем эскиз разрезается на лекала разного размера, которые будут частями цветовой гаммы, основных фигур композиции. По бумажным лекалам вырезаются заготовки из стекла, предварительно собираются в картину, по необходимости – обрабатываются на стыках для плотного прилежания к профилю. Обрамляются в металл и поочерёдно спаиваются. В зависимости от типа картины и рисунка может быть использован профиль различной толщины для передачи акцентов. Для достижения особой контрастности на начальный профиль можно нанести патину. Готовую картину обрамляют и устанавливают в заранее подготовленный проём. Качество подготовки проёма и установка имеют большое значение, так как витраж – хрупкое изделие, не переносящее даже малейших деформаций.

Читайте также:
Технология копки колодца из бетонных колец вручную

2. Технология Tiffany (по фамилии американского изобретателя). По этой технологии куски стекла, перед спайкой, обрамляются медной фольгой. За счёт гибкости шва появилась возможность объединения деталей в объёмные конструкции – шары, кубы. Теперь из витражных элементов можно изготовить не только окна и потолочные формы, но и элементы декора – светильники, вазы и другие. Сам шов очень тонкий, элементы можно «набирать» даже очень мелкие. Прочность конструкции зачастую превосходит полученную по классической технологии.

3. Технология Fusing. Основана она не на обрамлении элементов в профиль для пайки, а на спекании цветного стекла в печи. Основным недостатком витража, изготовленного по данной технологии, является невозможность замены отдельных повреждённых элементов. Преимущество: цветному стеклу при определённой температуре можно придать эффект «треснувшего», «размыть» цвета, придать желаемый объём и форму.

4. Мозаичная технология. Предполагает нанесение (наклеивание) подготовленных кусков стекла или камня на подоснову с рисунком. Из мозаики можно изготовить не только панорамные полотна, но и использовать её для отделки бассейнов, фасадов.

5. Технология пластиковая. Куски композиции изготавливаются по классической технологии, но не из стекла, а из плексигласа, который легко режется по лекалам любой кривизны и удобен в склеивании.

6. Технология нанесения плёночного покрытия. На прозрачное стекло наносится подготовленный на плёнке рисунок (либо его части). В зависимости от места применения такого витража, стекло может быть разделено на секции соединителями, которые визуально имитируют классически профиль витража. Самая простая и, поэтому, экономичная технология.

Витраж требует аккуратности в обращении, но абсолютно неприхотлив в уходе. Для постоянного ухода используются моющие средства для обычных стёкол без абразива. Появляющиеся в процессе эксплуатации царапины могут быть удалены шлифовкой.

Техники создания витражей

Популярность мозаичных картинок во многом обусловлена возможностью их самостоятельного изготовления различными способами. В зависимости от материалов и технологии это могут быть не только витражи на окна, но и различные элементы декора. Это и плафоны, и дизайнерские цветочные горшки, и вставки в двери, и предметы меблировки, и обрамление межкомнатных арок, и многое другое. Сегодня существует несколько распространенных техник изготовления витражей своими руками.

Пайка

Классика витражного дела. Сюжет по эскизу нужно собирать из отдельных стеклянных фрагментов (витражные смальты), которые фиксируют между собой свинцом, медью, оловом или латунью. Каждая смальта оборачивается кованным или литым «шнурком» и спаивается с остальными.

Сейчас этот способ несколько модифицировали и для окантовки используют мягкую металлическую ленту (фолию) – медную или латунную.

Ярким примером современной пайки являются известнейшие витражи Тиффани, это уже практически имя нарицательное, распространившееся и на саму технику создания витража с использованием фолии.

Сюжеты из разных мелких деталей собирают, спаивают и обрамляют, технология позволяет создавать любые формы, а не только плоские панно.

Фацет

Для витражей используется толстое, от 6 мм, стекло, со всех граней каждого элемента под небольшим углом снимается фаска, что обеспечивает преломление света. Фацетные витражи выполняют из особых сортов стекла – свинцового и поташного, первое тяжелее, но дает сильный оптический эффект, второе легче, но и лучи в нем не так играют. Наиболее зрелищными считаются комбинированные фацетные витражи из стекол обоих видов. В силу толщины и тяжести элементов собирают такие картины только в алюминиевый профиль. Поэтому их второе название – алюминиевые витражи.

Читайте также:
Цвет стен сочетание цветов: как подобрать в маленькой или большой квартире модные оттенки цветов для стен и потолка, какой тон наиболее уютен

Фьюзинг

Более сложная техника, но и витражи можно сделать объемные и более зрелищные, возможно изготовление многослойных картинок или фигурок. Разноцветные стеклянные элементы укладываются согласно сюжету, запекаются и прокатываются, границы фрагментов могут оставаться четкими или наслаиваются, проявляя фактуру рисунка, недостижимую в других техниках.

Травление

Рельеф на стекле образуется в процессе обработки поверхности специальными кислотами, используются трафареты, по контуру которых вытравливают рисунок.

Аппликация (пленочные витражи)

Это не совсем техника создания витражей своими руками, хотя в результате и получается нечто подобное, это способ изготовления имитации с помощью стеклянной или пластиковой основы, разноцветных витражных пленок и специального металлического скотча. Рисунк постепенно создается на основе посредством наклеивания слоя матовой пленки, а контуры изображения обклеиваются скотчем, чтобы дать рельефный узор.

Роспись (заливка)

Тоже имитационная техника, только рисунок не наклеивается, а раскрашивается на стекле своими руками стекспециальными витражными красками. Роспись получается прозрачнее, а заливка дает более яркие, насыщенные витражи. Контуры в этом случае сначала прорисовываются более толстыми линиями контурной пастой, для придания фактуры, или также обклеиваются скотчем/проволокой. Требует художнических навыков.

Использование эскизов

Производство витражей требует наличия эскиза, включающего мелкие элементы. Мелкие рисунки достаточно просто распечатать, большие изображения потребуют рисования вручную, переноса на стекло. Можно сделать ксерокопию рисунка для шаблонов. Основной трафарет делают при помощи оригинала, перенося его на стекло. Потребуется приобрести шаблонные ножницы: от обычных они отличаются наличием третьего лезвия. Это позволит вырезать полоску 1,76 мм шириной.

Копию эскиза необходимо приклеить к плотному картону не меньше 0,5 мм; подойдет коробка. Это необходимо для обведения контуров. Они должны быть жесткими. Наклеивать бумагу нужно равномерно по плоскости, не допуская ее размокания. Пронумеровать части эскиза стоит заранее.

Процесс изготовления витража (техника Тиффани)

Данная техника представляет собой ручную сборку витража. Ввиду этого каждое полотно уникально и неповторимо.

Витражи. Виды, техники, способы изготовления своими руками, фото

Технику Тиффани сравнивают с картинами, написанными на холсте

Выбор рисунка

При создании наброска будущей работы избегают сложных рисунков, потому как вырезание, обработка и последующая спайка могут вызвать большие затруднения. В настоящее время в сети Интернет можно найти массу шаблонов и примеров готовых узоров для витражной росписи.

Витражи. Виды, техники, способы изготовления своими руками, фото

Можно использовать стандартные примеры эскизов

Резка

Рисунок копируется на плотный картон, а затем разрезается на мелкие детали, составляющие эскиз. Перед началом резки все элементы необходимо пронумеровать. Таким образом получаются шаблоны, с помощью которых рисунок переносится непосредственно на стекло. По расчерченным линиям с помощью стеклореза плавными движениями вырезаются детали витража.

Читайте также:
Чем помыть холодильник, чтобы не было запаха, в домашних условиях: как лучше

Обработка деталей

Каждый кусочек стекла должен быть обработан с помощью шлифовального станка. Но из-за дороговизны такого способа используют метод шлифовки гранатовыми или корундовыми брусками. Заготовку вместе с бруском перед началом обработки помещают в емкость с водой.

Витражи. Виды, техники, способы изготовления своими руками, фото

После окончания шлифовки каждую деталь оборачивают металлизированной лентой и тщательно разравнивают

Сборка витража

При выкладывании витража необходимо использовать прозрачную поверхность с подсветкой. Есть для этого специальные светокопировальные станки, но можно применить испробованный годами метод копирования. Между двумя опорами ложится лист прозрачного пластика или стекла, а снизу устанавливается светильник. Это некое подобие станка, которое позволит без ошибок собрать витражное полотно. Ведь при сборке очень важно, чтобы между деталями не было свободного места.

Витражи. Виды, техники, способы изготовления своими руками, фото

На рабочей поверхности фиксируется трафарет (эскиз рисунка) и по нему постепенно выкладывается нужный узор

Флюсовка

Собранный витраж обжимают со всех сторон планками. Желательно полностью перебрать весь витраж, чтобы при помощи флюса для пайки обработать все грани. Используя кисточку, каждая грань промазывается флюсом.

Пайка

Инструмент для спайки витража Тиффани используется не совсем обычный. Паяльник должен быть с коротким никелированным наконечником. Мощность не должна быть слишком высокой — достаточно 100 Вт. Такой нагрев самый оптимальный для пайки витража.

Сначала контуры обрабатывают расплавом припоя, нанося его небольшими каплями через равные промежутки. Сам паяльник при этом не должен касаться стеклянных деталей. После этого паяют каждый шов, накладывая по контуру припой.

Витражи. Виды, техники, способы изготовления своими руками, фото

Припой нагревается до тех пор, пока он не закроет соединение с внутренней части

Обрамление

Готовый витраж необходимо припаять к заготовленному металлическому профилю. Каркас зачищается, его поверхность обезжиривается при помощи спирта. Внутренняя часть профиля, а также сам витраж с лицевой стороны и боков обрабатываются флюсом. Далее детали соединяются и спаиваются между собой.

Промывка

При изготовлении витража часть флюса остается не только на каркасе, но и на самом стекле. Удаление флюса и подобных пятен выполняется с помощью простой губки для мытья посуды. Достаточно смочить жесткую сторону губки в средстве для мытья посуды и пройтись ей по всей поверхности витража. В итоге средство просто смывается водой.

Патинирование

Покрытие патиной придает изделию необычный вид и подчеркивает красоту витража. Наносить средство необходимо в перчатках и маске, потому как у него очень едкий состав. После покрытия переплета патиной нужно тщательно промыть изделие, просушить и отшлифовать при помощи мягкой тряпки.

Витражи. Виды, техники, способы изготовления своими руками, фото

По желанию витраж может быть помещен в деревянную рамку

Как бы ни изготавливался витраж, он всегда выглядит потрясающе. А изделие, созданное своими руками, будет радовать его обладателя ещё больше.

Способы создания витражей, какие подходят.

Существует немало способов, позволяющих сделать витраж. В некоторых случаях изготовление витражей является достаточно трудоемким и сложным процессом, требующим обязательного наличия специального оборудования, а другие способы позволяют сделать витраж своими руками у себя дома относительно просто. Слово относительно — ключевое. Витраж не получиться сделать без затрат и усилий.

Читайте также:
Теплый пол под ковролин своими руками на деревянный пол

Как правило, витражи классифицируют по способу их изготовления и применяемым материалам. Некоторые техники не особо отличаются друг от друга, однако есть различия в используемых материалах.

Классические витражи

Это самая первая витражная техника, известная еще со времен Средневековья. Такие витражи собираются из кусочков стекла, удерживаемых при помощи металлических перегородок. Это достаточно сложная и трудоемкая работа, требующая специального оборудования и умения, к тому же подобные витражи дорогостоящие. А еще они получаются достаточно тяжелыми, поэтому нельзя устанавливать подобный витраж на какую-то хрупкую конструкцию. Однако, как говориться «охота пуще неволи», и такие мелочи не могут встать на пути к созиданию прекрасного.

Сейчас можно купить в специализированных магазинах готовые стекла для витража. Выбор дело увлекательное, так как разнообразие цвета и фактур может разбудить воображение даже самого консервативного человека.

vitrazhnoe-steklo

Однако, стоимость таких стекол очень высокая, а для изготовления 1кв.м витражной поверхности требуется, как правило, 1,5 – 2 кв.м. стекла. Для изготовления ламп, торшеров, люстр используется стекло толщиной 3-4 мм, а толщина у разных видов стекол может колебаться в пределах одного листа стекла, поэтому рассчитать нужное количество стекла на изделие трудно. Наверняка останутся невостребованные кусочки дорогостоящего материала.

Как легко и просто делают классический витраж Светлана Романова и Марат Ка можно посмотреть на этом видео.

«- Вам пока не нужно покупать шлифовальную машинку для стекла, — сказал продавец в магазине, — на первых порах просто возьмите оселок и обточите осткрые края. Потом, когда приобретете навыки, купите машинку.

Совет казался разумным, а довольно высокая цена машинки так и подталкивала отложить ее покупку на потом. И мы этому совету последовали.

Так вот господа, если вам когда-нибудь кто-нибудь будет советовать подобное, посылайте советчика куда подальше. Самое первое, что должен купить начинающий витражист — это шлифовальная машинка для обточки стекла.

Без нее работа превратится в мучение. Особенно на первых порах, когда вы еще не научились резать стекло точно по контурам и вам придется снимать очень много лишнего, чтобы придать кривым линиям деталей точную форму.»

Видео от Елены Миллер, дизайнера авторских изделий из стекла, она расскажет о видах витражного стекла, а вот такую машинку, как у нее, или подобную, необходимо будет приобрести.

К витражам этого вида относится и технология Тиффани, которая предполагает собирание кусочков стекла на медную ленту.

Витраж Тиффани

Vitrazh_Tiffani

В домашних условиях можно изготовить витраж по технологии Тиффани, однако для этого так же потребуется умение работать со стеклом.

  • Работа по созданию витража начинается с эскиза. Детали также не должны быть слишком маленькими, иначе их просто не получится нормально вырезать из стекла.
  • Эскиз разрезается на части, каждая часть прикладывается к листу цветного стекла нужного цвета, после чего, при помощи стеклореза вырезается деталь.
  • Затем кромку деталей нужно будет ровно обточить и обернуть медной фольгой. Когда все готово, детали нужно сложить в композицию, плотно прижав друг к другу.
  • Кромку фольги нужно покрыть паяльной кислотой, а затем соединять швы при помощи олова и паяльника. По окончанию работы нужно будет вымыть витраж, чтобы на швах не остался налет. Сделать это можно при помощи обычного моющего средства.
  • Швы нужно будет покрыть патиной, а после снова промыть, тем самым завершив работу.
Читайте также:
Умный дом Xiaomi: описание системы и все необходимые компоненты и устройства

Пленочный витраж

Primer_plenochnogo_vitrazha

Изготовление витражей такого типа лучше всего подходит для домашних условий, поскольку здесь не не нужно покупать специальное оборудование и дорогостоящие материалы. Это витраж на стекле, но на цельном куске, стекло не надо разрезать на кусочки, не надо обтачивать, не надо тратиться на лейкопластыри, потому, что порезов на пальцах не будет. Весь рисунок крепится на цельном стекле. Это может быть оконное стекло, дверное или декоративное панно во всю стену или крохотный декоративный элемент.

Чтобы сделать пленочный витраж, Вам понадобится специальная пленка. Лидерами по качеству из имеющихся на наших рынках, являются английские пленки от Regalead. Это не обычная самоклеющаяся пленка, это удивительно технологичная имитация стекла, пленка состоит из красителя находящегося между двумя прочными слоями, не пропускающими ультрафиолет,и защищающими краски от выгорания, а также, выдерживающими температуру от -45 градусов до +135градусов по Цельсию. Пленки имеют невероятную гамму цветов и фактур, а также различаются по степени прозрачности.

Для резки пленки не нужно специальных станков или других приспособлений, хотя на предприятиях, или частных мастерских, где работают с большим количеством заказов используют плоттеры, цифровые приборы для точной резки по нанесенному рисунку. В домашних же условиях достаточно иметь ножницы.

И, конечно, свинцовая специальная лента, для соединения кусочков пленки. И, разумеется, хороший учитель. К таким относится художник Ирина Киселева, расскажет и покажет, научит где что брать и как делать, выпускает электронный журнал в помощь начинающим, занимается созданием витражей и обучению создания витражей профессионально.

Фьюзинг

chasy_v_tehnike_fjuzing

По-другому эту технику называют спеканием. На бесцветную стеклянную основу раскладываются заранее вырезанные куски разноцветного стекла, помещаются в печь и под воздействием температуры стекла спекаются вместе. Также для создания рисунка могут использоваться и другие предметы, например, цветной песок, которым выкладывают узоры, или проволока. Конечно, контурных изображений этим методом не получить, но абстракции получаются причудливые и красивые. Техника привлекательная, изделия завораживающе красивые, но посмотрите на видео, какое оборудование используется для изготовления таких вещиц.

Пескоструйные витражи

stoleshnitsa_v_tehnike_peskostrynogo_vitrazha

Техника изготовления витражей подобного типа заключается в применении воздушного потока и песка. Существует три подвида витражей данного вида, которые отличаются способами использования воздушной струи и окрашенного песка.

Читайте также:
Фанера: особенности укладки

Травление

травление_на_стекле

Витражи делаются при помощи кислоты. На стекло наносится специальная защитная пленка, а также трафарет с контурами рисунка, по которым выплавляется изображение. Подобные витражи получаются рельефными, с объемными рисунками. Стоит отметить, что техника работы с кислотой очень опасна и поэтому применяется редко. Чтобы не отравиться парами кислоты, художники надевают респираторы и специальную одежду. Для дома совершенно не годится.

Литые витражи

primer_litogo_vitrazha

Сложная техника, при которой каждый стеклянный модуль отливается или выдувается вручную, при этом стеклу придается особая фактура, которая усиливает преломление света и придает выразительности витражу. Стекла скрепляют между собой при помощи металлической арматуры и цементного раствора.

Расписной витраж

Primer_raspisnogo_vitrazha

Данная техника подразумевает обязательное применение росписи. И витражем такое изделие можно назвать с большой натяжкой, но тем не менее. Поверхность стекла расписывают либо акриловыми непрозрачными красками и потом, после высыхания покрывают лаком, либо расписывают дорогостоящими силиконовыми прозрачными витражными красками, а затем обжигают стекло в специальной печи. Разумеется дома никому не захочется ничего обжигать.

Заливной контурный витраж

primer_zalivnogo_vitrazha (1)

По сути, это лишь имитация классического витража, поскольку здесь не требуется какая-либо обработка стекла. Изготовление витражей такого вида выполняется с применением специальной краски. Сначала наносится контур, который имитирует витражное обрамление, а затем в область, ограниченную контуром, заливается еще один слой краски.

Как сделать витраж на стекле своими руками: выбор инструментов

Помимо готового трафарета в магазине для ремонта и хобби нужно купить кисточки и краски. Они должны быть предназначены для стеклянных поверхностей – в противном случае не смогут застыть, и рисунок потечет. Кисти тоже нужно выбирать внимательно: они должны быть действительно хорошего качества, из синтетического, но мягкого материала.

Еще тебе потребуется контурная паста в тюбике. Она нужна для создания четких границ и имитации металлического каркаса. Лучше всего закупать краски и пасту от одного производителя: тогда они точно смогут сочетаться между собой.

Чтобы перенести рисунок на стекло, нужен специальный карандаш для этой поверхности — стеклограф. Его можно купить в отделах для хобби и ремонта или специальном магазин для художников. Для изготовления витража своими руками тебе нужны:

  • трафарет или готовый эскиз;
  • стеклянная поверхность;
  • контурная паста;
  • краски для стекла;
  • палитра;
  • стеклограф;
  • кисти;
  • спиртосодержащий раствор для очистки;
  • ватный диск;
  • жидкость для снятия лака;
  • тупой нож.

Область применения

Как сделать витраж своими руками применение

Теперь витражи встречаются не только в церковных помещениях, но в квартирах и частных домах.

Композиции на основе ударостойкого стекла вставляют во входные двери. Также используют в межкомнатных дверях, но при этом главное, чтобы изображение везде было одинаково. Тогда интерьер будет выдержан в одном стиле.

В дизайне квартиры витражное стекло помещают в окна балконов, лоджий или на кухне. Часто используют в дверцах шкафов-купе и мебельных гарнитуров, что придает мебели антикварный шик.

Очень элегантно смотрится витражная композиция в раздвижных дверях гостиной или спальни.

Читайте также:
Строительство беседки в одиночку

Применяется при изготовлении предметов декора и осветительных приборов. Расписная посуда, абажуры ручной работы, стеклянные картины или панно с подсветкой пользуются особой популярностью.

Особую роскошь помещению придают витражные потолки. Они вошли в моду еще в конце 19 века, но были незаслуженно «забыты». И только несколько лет назад начали применяться вновь, но с применением новых технологий. Это так называемые легкие витражи на основе прочного акрилового пластика.

Как сделать витраж своими руками применение

По технологии изготовления подразделяются на четыре группы.

Классическая

Свинцово – паечная технология не изменялась на протяжении многих веков. В натуральную величину рисуется эскиз будущей композиции. Затем по шаблонам нарезаются разноцветные элементы. Изображение собирается в виде мозаики, затем части скрепляются свинцовым Н-образным профилем. Профили в местах стыка спаиваются с обеих сторон. Для прочности конструкции вставляются в латунную «раму». К свинцовому обрамлению применяется патинирование или чернение.

Тиффани

Американец Луис Комфорт Тиффани в 19 веке изобрел новый вид витражных конструкций и усовершенствовал классический способ соединения отдельных частей. При обработке края деталей стали применять медную фольгу с последующей спайкой. За счет этого стало возможным придавать изображениям выпуклый вид и монтировать в потолочные полусферические проемы.

Витражи тиффани

Прочность конструкции не уступает свинцово — паечной технике.

Используется для изящных детализированных рисунков с причудливо изогнутым тонкими линиям и визуальным эффектом. Изделия в данной технике универсальны и популярны.

Фьюзинг

Фьюзинг — это технология спекания мозаики из цветных частиц. Вырезанные по шаблону детали складываются в задуманное изображение и помещаются в печь. Под действием нагрева в 850 градусов, кусочки соединяются в полотно. Для украшения используются стеклянные кристаллы, капли и гранулы. Изображение получается объемным или слегка выпуклым. Имеется возможность придать изделию нужную толщину и рельеф.

Роспись

Техника под силу людям даже не обладающим художественным талантом. Выбранный рисунок переносится на обезжиренную стеклянную поверхность и обводится контуром, которому дают время высохнуть. После высыхания места в контуре заливают нужным цветом. Затем рисунки на стекле покрываются бесцветным акриловым лаком для закрепления.

Витражная роспись

При росписи применяются специальные витражные краски.

  1. На основе органических растворителей – алкидные, основа бывает спиртовой или лаковой. Не требуют обжига, не растекаются, хорошо держатся. Имеют сильный резкий запах, поэтому не рекомендуются для работы детям и людям склонным к аллергии. Работы нужно производить в проветриваемом помещение.
  2. Акриловые – без запаха, яркие, очищаются водой. При нанесении может лечь неровно и потребуется два — три этапа.

Техника применяется при изготовлении подарков и сувениров – росписи посуды, часов, картин или панно.

Пленка

Самоклеющаяся пленка – это самый легкий способ создать витраж своими руками в домашних условиях. Пленочные композиции выполняются по разработанной в середине прошлого века технологии с использованием современных материалов.

В данной технике применяются разноцветные полимерные пленки с имитацией цветного стекла. Такие изделия имеют меньший вес и выполняются на цельном полотне без дополнительных крепежей. По сравнению с остальными технологиями, считается малозатратной в денежном отношении.

Читайте также:
Щетка для сбора пыли

Витражная пленка

Литые витражи

Выполняются довольно редко и считаются одними из самых сложных и оригинальных витражей. Имитировать литой витраж невозможно – все фрагменты его мозаики представляют собой ручные элементы, отлитые или выдутые из цветной стеклянной массы вручную. Штучное изготовление в полной мере, и нет ни одного идентичного литого витража. Отдельные фрагменты получают в процессе дутья или литья особые заданные фактуры дли создания задуманного оптического эффекта. Преломление световых лучей в глубине стеклянных фрагментов создает ярко выраженный объем и игру цвета.

Отдельные детали собирают в единый витраж при помощи стального контурного армирования и специальных растворов. Дома изготовить литой витраж крайне проблемно, поскольку нужна особая техника для разогрева стеклянных смесей, литья или дутья стекла, а навык требуется совершенно специфический. Литые витражи по большей части – авторские высокохудожественные работы, очень дорогие и совершенно эксклюзивные, и в настоящее время практического применения в индивидуальном строительстве не имеют.

Виды витражей для интерьера и техники исполнения 3766

Материалы для работы

Техника создания витражей

Технология изготовления витражной росписи проста, хотя на первый взгляд может показаться, что это не всем под силу. На самом деле, если подойти к росписи серьезно и ознакомиться с принципом работы, можно понять, что ничего сложного в ней совершенно нет.

Для изготовления витражей самостоятельно необходим минимальный набор материалов и инструментов. Достаточно будет всего несколько составляющих набора и в доме появится очередной шедевр интерьера.

Для работы понадобится:

  • несколько кисточек разной толщины и размера;
  • витражные краски;
  • контур;
  • шаблоны; глиттеры и пигменты;
  • структурные лаки и пасты;
  • разбавители;
  • мастихин;
  • ватные палочки и диски;
  • палитра для получения дополнительных оттенков;
  • игла;
  • губка или тряпочка;
  • эскиз;
  • стекло или предмет со стеклянной поверхностью.

Витражи своими руками

Это полный список материалов. Для начинающих мастеров и работы с детьми, можно обойтись кисточками, контуром и витражными красками.

Материалы и инструменты

Главным в этом списке является контур. Именно от него зависит качество композиции. Представляет он собой небольшой тюбик с заостренным кончиком. Контур может быть разного цвета, золотым, серебряным, с блестками. Он может быть на алкидной или водной основе.

Если предполагается работа с детьми, отдать предпочтение стоит в пользу контура на водной основе. Он совершенно безвреден для здоровья малыша. Контуром обводят эскиз будущей композиции. Его задача удерживать краски для того, чтобы они не растекались. Все линии контура должны быть завершенными. В противном случае, краски будут растекаться и могут испортить конечный результат.

Важную роль в работе имеют краски. Выбирать их следует не только по цвету, но и по составу. Витражные краски существуют двух видов. Они могут быть сольвентные, имеющие в своем составе растворитель и акриловые, на водной основе.

Сольвентные более удобны в работе. Они меньше растекаются по поверхности, не стираются и не смываются водой. Кроме того, в продаже они представлены в более широкой цветовой гамме. Они более ярки, чем акриловые. При работе с сольвентными красками, важно знать, что они являются токсичными. Поэтому для работы с детьми они не подойдут.

Читайте также:
Трещины на потолке - устраняем

Акриловые краски менее устойчивы к смыванию. Поэтому после росписи, изделие, исполненное акрилом нужно подвергнуть обжиганию. Для этого его помещают в духовой шкаф, где и происходит процесс обжигания при температуре 150 — 170 градусов. Акрил рекомендуется использовать при работе с детьми и людям, склонным к аллергическим реакциям.

Кроме того, если есть желание можно ознакомиться как сделать витражные краски в домашних условиях.

Современные высокотехнологичные способы изготовления витражей

Изначально витражи применялись лишь для украшения оконных проемов – технология изготовления не оставляла другого выбора. Первые витражные картины изготавливались из кусочков стекла очень трудоемким способом – вырезанные по лекалу цветные стекла соединялись свинцовыми полосками, которые расплющивались и спаивались специальным припоем, образуя причудливые узоры. Очевидно, что такие витражи можно было применять лишь в достаточно больших проемах – некоторая грубоватость, вызванная особенностями технологии, не оставляла выбора. Зато с расстояния такие витражи смотрелись просто замечательно – знаменитые окна-медальоны готических соборов изготавливались именно по такой технологии. При этом зачастую витражи были огромных размеров – окна площадью в десятки квадратных метров были обыденным явлениям. Страшно представить, сколько труда требовало их изготовление.

Поворот в витражном искусстве от монументальных оконных композиций к изящным интерьерным решениям связан с именем Тиффани, американского декоратора, который в последней половине 19 века предложил использовать в качестве “канвы” витража не свинцовые прутики, а тончайшую медную фольгу, соединяя ее с помощью пайки. Такие витражи перестали бояться высоких температур, а главное – стали изящными. Технология, изобретенная Тиффани, позволила соединять мельчайшие элементы, складывая из них настоящие картины. Так витраж пришел в интерьер. Витражи Тиффани, отличающиеся высочайшей художественной ценностью, стали использоваться в качестве перегородок, абажуров и в мебели.

При этом мебель, в которой применялись такие витражи, всегда изготавливалась вручную специально под витражи. Необходимо было достичь того, чтобы витраж располагался таким образом, чтобы можно было смотреть на него на просвет, а его крепление было надежным. Обычно этого достигали с помощью сетки из тончайших деревянных палочек, на которую опирали витраж больших размеров. Известно достаточно много произведений мебельного искусства, выполненных по этой технике – комоды, гардеробы, буфеты, перегородки.

В современном варианте техника Тиффани в мебельном производстве практически не применяется. По модифицированной технологии (вместо медной ленты – полимерный материал) изготавливаются только небольшие дизайнерские абажуры, перегородки и витражные картины. В первую очередь это связано с трудоемкостью процесса изготовления подобных витражей. Классические сюжеты изготавливаются достаточно массово, а в случае необходимости получить индивидуальный рисунок, процесс изготовления может занять до полугода и стоимость такого витража будет весьма большой при том, что шансов стать коллекционным изделием в будущем у него нет.

Читайте также:
Схема подключения проходного выключателя света

А как быть в случае, если хочется встроить витраж в достаточно массовую мебель или в межкомнатные двери? В этом случае на помощь приходят современные технологии – прямая печать на стекле и полимерные витражи.

Прямая печать на твердых материалах стала возможной благодаря появлению современных полимерных материалов, застывающих под воздействием УФ излучения. При этом не требуется воздействия высоких температур для получения стойкого изображения и возникает возможность печатать с высоким разрешением на любых твердых поверхностях.

Подобная технология идеально подходит для создания художественных объектов из мебели. Например, можно украсить любым рисунком мебельный фасад или изготовить оригинальные мебельные комплексы для детской комнаты. Но если говорить о витражах, то такая технология, несмотря на скорость изготовления и небольшую стоимость, не будет идеальный вариантом. Дело в той “канве”, с которой мы по традиции ассоциируем витраж. В классическом витраже это свинцовые перемычки, в витраже Тиффани – медные. Но именно они и создают то главное и принципиальное отличие витража от живописи на стекле, с которой обычно сравнивают изделия прямой печати. У витража есть объемные перемычки, у простого изображения на стекле их нет.

Впрочем, современные технологии приходят на помощь и в этом случае. Речь идет о современной технологии производства витражей с использованием полимерных смол. С помощью специального оборудования на стекло наносится объемный рисунок (“канва”), который образует контуры будущего витража. После этого промежутки заполняются разноцветным лаком. Точность современного оборудования такова, что становится возможным превзойти творения Тиффани, который работал с элементами, размеры которых измерялись в сантиметрах. Компьютеризированное нанесение полимерного контура позволяет добиться точности в 3-5 миллиметров, что позволяет осуществить перенесение на стекло любого рисунка. При этом сами полимерные контуры могут также быть окрашены в массе в любой цвет и имитировать различные металлы, а также оставаться прозрачными. Немаловажно и то, что подобная технология оставляет стекло целым. Это делает возможным применение подобных витражей в том числе и в элементах, несущих нагрузку (например, столешницы, цельностеклянные двери шкафов и т.д.), а также оставляет широкие возможности для экспериментов – витражи можно наносить на зеркала и тонированное стекло.

Такой способ прост и дешев, но при внимательном рассмотрении будет заметно, что витраж не настоящий. С уличной стороны он не имеет вида. Пленочные витражи своими руками чаще всего изготавливают для потолков, так как они не имеют обратной стороны и находятся достаточно далеко от глаз. Для потолка этот вид витража хорош и тем, что имеет малый вес и совершенно безопасен при обрушении. Для потолка можно использовать акриловую основу, стеклянной стоит избегать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: