Хомуты из арматуры для фундамента

Расположение арматуры в ленточном фундаменте в поперечном сечении представляет собой прямоугольник. И этому есть простое объяснение: такая схема работает лучше всего.

Вязка арматуры – делаем прочный каркас

Как вязать арматуру? Именно такой вопрос возникает у тех, кто собирается повысить надежность фундаментных конструкций и сделать их более устойчивыми к нехарактерным нагрузкам. Характеристики бетона, который активно используется для изготовления различных строительных систем, позволяют ему успешно противостоять нагрузкам на сжатие. Однако этот материал и конструкции из него очень чувствительны к растяжениям и изгибам, которым они могут регулярно подвергаться.

При помощи арматуры, состоящей из металлических прутков, в фундаменте формируется силовой каркас, который по своей геометрии напоминает клетку. Такая армирующая клетка, как правило, состоит минимум из двух горизонтальных слоев, включающих в себя как горизонтальные, так и вертикальные перемычки.

Чтобы армирующий каркас, состоящий из отдельных металлических прутков, обладал требуемой надежностью, необходимо правильно соединить все его элементы. Если их не зафиксировать соответствующим образом, то вся армирующая конструкция может подвергнуться деформации под воздействием массы заливаемого бетона или из-за нагрузок, воздействующих на всю строительную систему.

Пистолет для вязки арматуры

Пистолет для вязки арматуры

Вязание арматуры необходимо выполнять и в местах пересечения металлических прутков, а также в тех участках, где они пересекают друг друга по своей длине.

Вязка арматуры для фундамента может выполняться несколькими способами. Выбор конкретного из этих вариантов зависит от требуемой надежности арматурного каркаса и условий для его создания.

Разновидности арматурных хомутов для вязки каркасов

При обустройстве арматурных каркасов различных бетонных конструкций используются гнутые элементы — хомуты. Так же называют пластиковые приспособления, которыми связывают между собой продольные и поперечные прутья решетки.

Вязка арматуры своими силами

Это гнутые скобо-гибочные изделия из прутьев класса А1 или А3 диаметром от 4 до 40 мм, в основном гладких, реже рифленых. Их применяют для поперечного и вертикального армирования при монтаже стержневых бетонных конструкций — балок, колонн, подколонников, монолитных поясов, ленточных и монолитных фундаментов. Возможные размеры детали — от 15х15 до 40х40 см. В ассортименте производителей около 50 вариантов конфигураций. Если в наличии нет нужной формы, то можно заказать гибку из прямых элементов.

Читайте также:
Чем лучше покрасить ранее установленные пластиковые подоконники

Поперечная арматура соединяет отдельные рабочие стержни, предупреждает появление трещин, не требуется при обустройстве монолитных плит. Диаметр, а также расстояние между ее деталями рассчитывают с учетом поперечной силы, которая будет действовать на готовое ЖБИ. Вертикальное армирование необходимо для соединения соседних рядов каркаса, не требуется при толщине конструкции менее 150 мм.

В частном строительстве обычно гнутые элементы изготавливают своими руками прямо на стройплощадке. Но покупка готовых скобо-гибочных изделий позволяет значительно сократить затраты труда и времени. Детали фабричного производства отличаются точностью размеров, формы, что упрощает их установку, экономит время.

Разновидности хомутов

По форме и применению различают три типа металлических хомутов:

1. Открытый. Имеет П-образную форму, длинные стороны завершают небольшие закругления в виде крючков, загнутых внутрь. Устанавливают в арматурных каркасах изгибаемых балок (без кручения). Являются частью монолитных ребристых перекрытий.

2. Закрытый. Имеет вид замкнутого прямоугольника. Наиболее часто применяют при изготовлении стержневых железобетонных конструкций — балок, колонн, подколонников.

3. На кручение. Форма такая же, как у закрытого, но концы прута удлиняют, а затем загибают внахлест на каждую сторону. Длина нахлеста — 15 диаметров стержня. Детали на кручение подбираются при армировании обвязочных (крайних) балок, на которые опираются перекрытия разных пролетов, и других элементов при вероятности образования крутящего момента. Это происходит, когда на две стороны балки воздействует сила тяжести разной величины.

Вязка прутьев каркаса

Сферы использования стальных хомутов:

  • производство железобетонных изделий различных конфигураций;
  • ЖБ конструкции — углы фундаментов или стен, места соединения балок с перекрытиями, стен с перекрытиями, свай с ростверком свайного основания здания;
  • армирование кладки из камня;
  • монолитное строительство;
  • изготовление ворот, ограждений, сеток, клеток, теплиц;
  • частное строительство, в том числе жилых или дачных домов.

Отгиб хомутов

Стальные хомуты своими руками

При отсутствии возможности купить готовые можно сделать их из обычных прямых прутьев. Для этого в пень или землю вбивают три штыря. Два из них устанавливают на одной линии, третий смещают на толщину стержня, который нужно согнуть. Прут помещают в зазор между штырями и сгибают.

Метод пригоден лишь для очень небольшого объема работ. Композитную арматуру в домашних условиях гнуть вообще невозможно. После сгибания она пружинит — возвращается в исходное положение.

Пластмассовые хомуты для вязки каркасов

Читайте также:
Эмалировка раковины и ванной самостоятельно

Каркас из металлических или композитных прутьев небольшой толщины (до 18 мм) вяжут с помощью пластиковых стяжек. Это узкая лента из пластмассы, покрытая поперечными насечками, имеющая храповый язычок для фиксации нужного размера петли. Этот тип замка обеспечивает одновременно подвижное и надежное крепление, помогает создать жесткие конструкции.

Чертеж армированной ленты

Пластмассовые стяжки являются заменой обычной вязальной металлической проволоки для армирования. Их преимущество — отсутствие возможности появления коррозии (ржавчины). Вязать арматуру пластиковыми хомутами проще и быстрее, так как не требуется использование специального крючка или других приспособлений.

Дополнительные варианты применения креплений из пластмассы (помимо армирования):

  • для композитных гибких связей — приспособлений для соединения внутренних стен с облицовочными (например, газобетонных с кирпичными);
  • фиксация или маркировка кабеля.

Пластиковые стяжки выпускают нескольких размеров. Каждый предназначен для применения с арматурой определенной толщины. Продаются упаковками по 100 штук.

Размеры пластиковых хомутов (стяжек):

Длина, мм Диаметр, мм Совместимость с прутьями диаметром, мм
100 3 4 — 6
150 3 10
200 3 12 — 14
250 4 14 — 18

Те же функции, что и пластиковые стяжки, при использовании композитной арматуры могут выполнять специальные пластмассовые фиксаторы-скрепки (скобы). Хомуты и скобы для каркасов позволяют создать надежную трехмерную конструкцию.

Из какой арматуры изготавливаются

Хомуты изготавливаются из гладких (реже – рифленых) арматурных стержней классов А1 (А240) и арматуры периодического профиля А3 (А400), А500С диаметром 6-40 мм. Используются при продольном и вертикальном армировании бетона, при возведении следующих конструкций и изделий – подколонников, колонн, балок, ленточных и монолитных фундаментов, монолитных поясов.

арматура для армирования А240 и А500С

Изделия производятся размерами от 100х100 до 1000х1000 мм, в ассортименте присутствует порядка 50 различных вариантов геометрических форм. При необходимости возможно изготовление изделий любой нестандартной формы как в производственных условиях, так и своими руками.

Обвязка арматуры для фундамента по всем правилам

Эскиз правильного создания соединения арматурных прутьев

Эскиз технологии правильного создания соединения арматурных прутьев и обвязка крючком

Вязать арматуру вполне реально, используя подручные средства. Но стоит отметить, что правильное связывание прутьев между собой не гарантирует соблюдение всех строительных норм и качественного монтажа. Так как схема вязки каркаса зависит от типа фундамента, его размеров, толщины и типа используемого материала. Поэтому нужно учесть несколько ключевых правил:

  1. Если в качестве арматурного каркаса будет использоваться сетка, тогда обвязку нужно делать внахлест.
  2. Учитывая тип и сечение арматуры, необходимо рассчитать длину перепуска в местах соединения.
  3. Гнуть прутья нужно строго под определенным углом и равномерно.
  4. Учитывается марка бетона и условия работы в месте соединения. Минимальная длина перехлеста не менее 25 см.
Читайте также:
ТОП-12 лучших бензиновых генераторов 5

Если армирование проводится на высоте от 3 метров, тогда без строительных лесов или подмостки не обойтись. Технология обвязки получается более сложная, ввиду существующих правил безопасности при высотных работах. Обвязка проводится в три этапа:

  1. Сначала подготовить арматуру, подвязать к ней стропы.
  2. Поднять на необходимую высоту, выровнять и уложить в пластиковые направляющие.
  3. Связать прутья по любой перечисленной технологии.

Высотные работы нужно проводить только с несколькими рабочими одновременно, обеспечить страховку и контролировать процесс подъема прутьев с дальнейшей их установкой на указанные места. Делать это своими руками без страховки категорически запрещено.

Стоимость обвязки относительно невысокая, так как мастера могут обработать несколько квадратных метров каркаса за час. А при применении специальных вязальных инструментов, еще быстрее. А качество вязки прутьев и соответствие всем строительным нормам они гарантируют, тем более что гнуть прутья будут специальными щипцами.

Необходимые инструменты и материалы

Прежде чем приступить к строительно-монтажным работам нужно заранее собрать необходимые инструменты и приспособления:

  • Рулетка или другой измерительный инструмент, чтобы выполнить замеры по месту;
  • Угловая шлифовальная машина (по-простому «болгарка»), чтобы раскраивать арматуру;
  • Специализированный крючок (можно изготовить самостоятельно), клещи или профессиональный пистолет, чтобы вязать проволоку;
  • Специальный инструмент, чтобы сгибать прутья.

Вязка арматуры

Схема армирования ленточного фундамента предполагает соединения стержней методом связывания. Связанный каркас обладает большей прочностью по сравнению со сварным. Это вызвано тем, что повышается вероятность прожига металла. Но такое правило не касается элементов заводского изготовления. Вне строительной площадки есть возможность соединить детали без существенной потери прочности.

Места вязки арматуры в фундаменте

Разрешается для увеличения скорости работ армировать фундамент на прямолинейных участках способом сваривания. Но армировать углы можно только с использованием вязальной проволоки. Эти участки конструкции являются наиболее ответственными, поэтому торопиться не стоит.

Перед тем как вязать арматуру для ленточного фундамента нужно подготовить материалы и инструменты. Существует два способа, которыми выполняют связывание металла:

  • специальный крючок;
  • вязальная машина (пистолет).

Первый вариант доступен, но подойдет только для небольших объемов. Укладка арматуры в ленточный фундамент в этом случае займет много времени. Для соединения применяют отожженную проволоку, диаметр которой составляет 0,8—1,4 мм. Использование других материалов не допускается.

Читайте также:
Фазы в электротехнике: определение понятия, нулевой провод и заземление, переменный электрический ток

Вертикальные хомуты

Диаметр назначают в зависимости от высоты ленты:

  • менее 800 мм — от 6 мм;
  • более 800 мм — от 8 мм, но не менее 0,25 диаметра рабочих прутов.

При строительстве массивных зданий рекомендуется закладывать стержни с запасом. Шаг назначается так же, как для поперечного армирования. Длину прутов подбирают, вычитая из высоты фундаментной ленты величину защитного слоя сверху и снизу.

Армирование углов и примыканий
Согласно пункту 8.9 СП «Проектирование и устройство оснований и фундаментов зданий и сооружений» монолитные фундаменты под все стены жестко связываются между собой и объединяются в систему перекрестных лент. В зоне стыка обычно меняется шаг поперечного армирования и обеспечивается надежное скрепление рабочих стержней, идущих в разных направлениях. Существует несколько способов армирования.

Армирование подошвы ленточного фундамента

На грунтах с не очень высокой несущей способностью, на пучнистых почвах или под тяжелые дома, часто ленточные фундаменты делают с подошвой. Она передает нагрузку на большую площадь, что придает большую стабильность фундаменту и уменьшает величину просадок.

Чтобы подошва от давления не развалилась, ее также необходимо армировать. На рисунке представлены два варианта: один и два пояса продольной арматуры. Если грунты сложные, с сильной склонностью к зимнему печению, то можно укладывать два пояса. При нормальных и среднепучнистых грунтах — достаточно одного.

Уложенные в длину пруты арматуры являются рабочими. Их, как и для ленты, берут второго или третьего класса. Располагаются друг от друга они на расстоянии 200-300 мм. Соединяются при помощи коротких отрезков прутка.

Два способа армирования подошвы ленточного фундамента: слева для оснований с нормальной несущей способностью, справа - для не очень надежных грунтов

Два способа армирования подошвы ленточного фундамента: слева для оснований с нормальной несущей способностью, справа — для не очень надежных грунтов

Если подошва неширокая (жесткая схема), то поперечные отрезки — конструктивные, в распределении нагрузки не участвуют. Тогда их делают диаметром 6-8 мм, загибают на концах так, чтобы они охватывали крайние прутки. Привязывают ко всем при помощи вязальной проволоки.

Ели подошва широкая (гибкая схема), поперечная арматура в подошве тоже является рабочей. Она сопротивляется попыткам грунта «схлопнуть» ее. Потому в этом варианте подошвы используют ребристую арматуру того же диаметра и класса, что и продольную.

Читайте также:
Толщина фанеры для пола: какую выбрать по лагам, таблица, максимальная толстая на чистовой, какую использовать, стелить, плюсы и минусы

Хомуты

Во всех стержневых элементах (балки, колонны, подколонники фундаментов, монолитные пояса) может использоваться поперечная арматура в виде вязаных хомутов.

Разновидности хомутов в железобетоне

Поперечная арматура работает против трещин. При расчете любого элемента определяется поперечная сила – вот она и воздействует на элемент так, что могут возникнуть поперечные или наклонные трещины. В зависимости от величины этой силы определяется требуемый диаметр и шаг поперечной арматуры. Но даже если сила слишком мала, хомуты все равно устанавливаются, но с максимально допустимым нормами конструирования шагом. Есть правило при армировании любого элемента: в местах установки продольной арматуры обязательна установка поперечной. Проще говоря, арматурные стержни всегда должны располагаться в виде сетки, а в местах пересечения строители свяжут перпендикулярные пруты вязальной проволокой – именно так достигается создание надежного, рабочего вязаного каркаса арматуры.

На рисунке выше изображено три разных хомута. Каждый из них важен в своем конкретном случае.

Начну с конца. На третьем рисунке изображен открытый хомут. Такие хомуты устанавливаются в изгибаемых балках (без кручения), являющихся частью монолитного ребристого перекрытия.

Второй хомут – закрытый. Это наиболее часто встречающийся хомут, используемый в любых стержневых элементах – балках, колоннах, подколонниках и т.д.

Первый хомут предназначен для работы на кручение, о нем я хочу поговорить подробнее. Его концы не просто обвязываются «узелком» вокруг углового стержня – они перенахлестываются на 30 диаметров (при диаметре хомута 8 мм величина перенахлеста 30х8=240 мм). Таким способом обеспечивается целостность хомута в любом его сечении, и при кручении балки (чаще всего такие хомуты устанавливаются именно в балках) он защитит ее от разрушения.

Часто хомуты на кручение игнорируют или вообще не знают о необходимости их использования. Запомните, всегда нужно устанавливать хомуты на кручение в крайних (или обвязочных) балках. Всегда нужно устанавливать хомуты на кручения в балках, на которые с двух сторон опираются перекрытия разных пролетов. Всегда нужно устанавливать хомуты на кручение в балках, на которые с двух сторон опираются перекрытия с разной нагрузкой. Все эти случаи объединяет одно: на балку с одной ее стороны воздействует нагрузка, вызывающая в ней крутящий момент. Особенно он усиливается у опоры балки. Бывают, конечно, случаи, когда крутящий момент слаб, и сечение бетона справляется с ним без хомутов, но эти случаи нужно выявлять расчетом.

Читайте также:
Сухая стяжка пола своими руками - эксклюзивные уроки по ремонту

Хочу обратить Ваше внимание еще на один момент, который я находила в справке расчетного комплекса Лира, но не находила в другой литературе. Если Вы не считаете в Лире, эта информация все равно пригодится – даже при расчете поперечной арматуры вручную. Возможно, она сложная, может, я не очень доходчиво объясняю, но я настоятельно прошу разобраться с ней, чтобы понимать суть армирования на кручение. Итак, цитирую справку Лиры:

«Результаты подбора арматуры для стержней заносятся в три строки:

СТРОКА 1 – полная арматура, подобранная по I и II группам предельных состояний; от кручения;

СТРОКА 2 – арматура, подобранная по I группе предельных состояний;

СТРОКА 3 – арматура обусловленная кручением (отмечена знаком ‘*’ ).

* Поперечная арматура от кручения – площадь сечения замкнутого внешнего хомута .»

Решайте сами, как быть с этой информацией – я ей просто поделилась и попытаюсь объяснить на примере, в чем суть такого ограничения. Судя из фразы под звездочкой, при возникновении кручения мы должны установить в балке замкнутые внешние хомуты (охватывающие балку по периметру сечения), площадь сечения которых равна требуемой площади арматуры на кручение.

Разберем на примере, чтобы в итоге стало понятно, что я хочу донести.

Итак, в результатах расчета поперечной арматуры есть две графы: полная и кручение. Кроме того, есть результаты для вертикальной арматуры ASW1 и для горизонтальной арматуры ASW2.

Результат расчета на кручение в Лире

Допустим, возле опоры арматура в балке сечением 400х400 мм следующая: вертикальная ASW1 = 12 см2/м, в том числе на кручение – 5,5 см2/м; горизонтальная ASW2 = 5,5 см2/м, в том числе на кручение – 5,5 см2/м. Что это значит? Сначала разберемся с полной арматурой. В такой широкой балке мы должны поставить четырехсрезный хомут: то есть два хомута – в сумме дающих четыре стержня в одном сечении балки. На рисунке дано три варианта: первый и второй – для случаев без кручения; третий – с хомутами, рассчитанными на кручение.

Виды четырехсрезных хомутов

Если у нас требуется поперечной арматуры 12 см 2 /м, то принимая шаг арматуры 150 мм (семь пар хомутов на метр балки), мы получим 12/7= в сечении. Так как у нас четырехсрезный хомут, то окончательно диаметр стержня подбираем, деля нужную площадь на количество стержней: 1,72/4= 0,43 см 2 – то есть, на первый взгляд, нам подходит стержень диаметром 8 мм (площадь сечения стержня 0,503 см 2 ). Но вернемся к хомутам на кручение, при шаге 150 мм площадь хомута в сечении требуется 5,5/7=0,785 см 2 . Именно площадь хомута! Мы не должны при этом делить полученную в расчете арматуру на четыре или даже на два. И это значит, что стержня диаметром 8 мм в хомутах нам не достаточно – нужен стержень диаметром 10 мм (замкнутый внешний хомут). Что же делать? Ставить два хомута из десятки – это и перерасход, и несоблюдение требования о замкнутом внешнем хомуте.

Читайте также:
Фундамент на участке со склоном: какой лучше выбрать?

Я предлагаю в таком случае следующее решение (оно совсем не ново, и не мной придумано): установить один замкнутый внешний хомут на кручение из десятки (площадь 0,785 см 2 ) плюс один незамкнутый хомут посередине из шестерки (площадь 0,283 см 2 ). Проверим, удовлетворяется ли для такого варианта полная площадь сечения рабочей арматуры: 0,785*2+0,283*2=2,136 см 2 > 1,72 см 2 – условие выполнено. На кручение – тоже все обеспечено десяткой.

Теперь постараюсь объяснить, почему не достаточно было бы поставить двух хомутов из восьмерки на кручение, а нужно было ставить одну замкнутую внешнюю десятку. Почему при расчете изгибаемого элемента в расчет идут все 4 поперечных стержня, попадающих в срез балки, а при расчете на изгиб с кручением нужно брать диаметр наружного замкнутого хомута. В «Пособии по проектированию жбк к СНиП 2.03.01-84» приведены расчеты поперечной арматуры балок, работающих как на изгиб, так и на изгиб с кручением. Так вот, если посмотреть расчет поперечной арматуры в изгибаемых балках (см. формулу 55 и чертеж 13), то поперечная арматура Аsw, участвующая в расчете равна сумме площадей всех поперечных стержней в сечении. А для расчета балки на изгиб с кручением (см. формулу 169), Аsw1 – это уже площадь сечения одного поперечного стержня. Потому что при кручении в работу включается лишь стержень, расположенный у растянутой наружной грани, в то время как при чистом изгибе работают все поперечные стержни сечения.

Армирование балки хомутами в случае кручения

Надеюсь, я прояснила для Вас ситуацию с поперечной арматурой, особенно – с хомутами, работающими на кручение. В следующем выпуске я продолжу разговор о гладкой арматуре и напишу о требованиях к армированию балок и колонн.

Технология армирования: порядок выполнения и особенности этапов

Каркас под будущий фундамент рассчитывается и монтируется на основе размеров траншеи, из рабочей арматуры и вспомогательной проволоки. Его параметры рассчитываются заранее, с учетом ожидаемой нагрузки; собирать конструкцию удобно на длинном верстаке. Установка арматуры проходит поэтапно:

  • Собираются вертикальные элементы (хомуты). Вертикальное расположение прутьев проверяется с помощью отвеса.
  • Монтируется нижний горизонтальный пояс. Нижний пояс работает на прогиб фундамента вниз. Он крепится вязальной проволокой к вертикальным хомутам.
  • Монтируется верхний горизонтальный пояс. Его задача — сопротивляться выгибу фундаментной ленты вверх.
  • Монтируются угловые элементы. Им надо уделить особое внимание, поскольку они связывают стороны фундамента. Дополнительная жесткость обеспечивается дополнительными вертикальными стойками, которые закладываются вдвое чаще.
  • Готовится опалубка под фундамент.
  • Проводится укладка подготовленного армирующего каркаса. В процессе укладки между прутьями арматуры прокладывают трубы (через них впоследствии будут проложены системы инженерных коммуникаций и вентиляция).
  • Заливается бетон. Заливку выполняют в несколько приемов, с разравниванием каждого слоя (вручную или виброплатформой). Такая технология обеспечивает равномерное распределение бетонной смеси.
  • Проводится гидроизоляция фундамента. После высыхания бетона, ленту фундамента покрывают битумной мастикой или рубероидом. Такая операция является важной мерой для сохранения фундамента.
Читайте также:
Чудо лопата своими руками: инструкция сборки, чертежи, видео

Если каркас собирается в траншее, в грунт, с соблюдением расчетных расстояний, сначала вбиваются прутья. На них закрепляют поперечные перемычки, нижний и верхний арматурный пояс.

Совет! Если вам нужны строители для возведения фундамента, есть очень удобный сервис по подбору спецов от PROFI.RU. Просто заполните детали заказа, мастера сами откликнутся и вы сможете выбрать с кем сотрудничать. У каждого специалиста в системе есть рейтинг, отзывы и примеры работ, что поможет с выбором. Похоже на мини тендер. Размещение заявки БЕСПЛАТНО и ни к чему не обязывает. Работает почти во всех городах России. Если вы являетесь мастером, то перейдите по этой ссылке, зарегистрируйтесь в системе и сможете принимать заказы.

Видео описание

О тонкостях армирования в видео:

Углы ленточного фундамента нельзя армировать простым перехлестом прутьев; это считается грубым нарушением технологии. Для армирования углов и соединения с ними примыкающих линейных элементов используют согнутые прутья, угловой фрагмент усиливают Г-образными или П-образными анкерами.

Прутья, уложенные на углах здания без сгиба, под прямым углом, неспособны создать жесткую конструкцию. Такие участки фундамента с большой долей вероятности в будущем будут подвержены разрушению.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: